Структурное подразделение Детский сад
"Тополёк"
МКДОУ Детский сад комбинированного вида №12 "Родничок"
20.08.2018, Понедельник

Советы учителя-логопеда

Консультация для воспитателей. «Грамотная речь педагога - важное условие для формирования речи дошкольника.»
Учитель-логопед: Тевекова Н.А.
Грамотная речь является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь человека - его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Это утверждение особенно актуально по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста. Речь воспитателя, который находится постоянно в общении с детьми, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому речь педагога должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений. Овладение речью, как средством и способом общения и познания, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с воспитателем. Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения, сегодня предъявляются высокие требования. Речь воспитателя оценивается с трех сторон: 1. содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщает детям); 2. безупречная правильность формы (как говорит); 3. возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым - родителям, коллегам). Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др. Речь должна быть безупречной грамматически, содержащей разнообразные синтаксические конструкции. Большие требования предъявляются к звуковой стороне речи: чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. Речь воспитателя должна быть яркой, выразительной; необходима богатая
мимика, приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем
окружающим. Воспитателю нужно обладать культурой связной речи: уметь
вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь его
должна быть немногословной, но очень понятной и логичной. Рассказ,
прочитанный воспитателем с использованием средств выразительности,
вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать героям, почувствовать
силу слова, надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный
сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и
безразличие к художественному произведению. Особенно это важно при
работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В этом случае
характерны некоторое замедление темпа, особо подчеркнутые артикуляция и
дикция, яркая эмоциональность речи.
Педагогу важно не только уметь рассказывать и свободно держаться в
детской аудитории, но и обладать навыками публичной речи: выступать с
сообщением перед коллегами, организовывать коллективную беседу с
родителями воспитанников и т.п.
Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии
недочетов в ней стремиться к их устранению.
Однако выявить недостатки своей речи часто бывает нелегко, так как в
процессе общения внимание говорящего обращено, прежде всего, не на
форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать). Кроме того, если
воспитатель в течение длительно времени небрежно относится к своей речи,
то недочеты прочно закрепляются и в дальнейшем не замечаются. Например,
не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность,
монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения
отдельных звуков или слов. Чтобы замечать и исправлять несовершенства
собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться и к замечаниям
коллег.
Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с
хорошей дикцией, четко произносящего фразы, слова и каждый звук в
отдельности.
Одним из лучших средств отработки четкой, внятной речи являются
скороговорки. Систематические занятия по проговариванию скороговорок
научит педагога управлять своим голосом, поможет развить скорость и
четкость речи, скорректирует неправильное произношение отдельных звуков.
Скороговорки сделают произношение более красивым и четким.
Вот несколько примеров интересных скороговорок:
Сиреневенькая шляпка с подвыподвертом.
Марина перебирала малину для малинового варенья.
Карлсон играл на клавесине, клавесин у Карлсона был синим.
Сушист Саша слишком шустро готовит суши, суши у Саши пересушены.
Цапля по капле клевала клювом клюквенный кисель.
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в
капюшоне он смешон.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Каждый педагог дошкольной организации должен считать
профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.
Речь воспитателя должна быть для детей эталоном.
 
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Развиваем фонематический слух.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Если мы хотим, чтобы ребёнок грамотно писал и избежал многих ошибок, следует развивать фонематическое восприятие (различение звуков родного языка).
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Очень важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Фонематический слух - основа правильной речи.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с недостатками речевого развития. Порой малыш просто не замечает, что он произносит звуки неправильно. Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре убедитесь, что ваш ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
Игры для развития слухового внимания.
«ЧТО ЗА МАШИНА?»
Угадай, что за машина проехала по улице: легковая, автобус или грузовик? В какую сторону?
«УСЛЫШЬ ШЕПОТ»
Отойди от меня на 5 шагов. Я буду шепотом давать команды, а ты выполняй их. Отойди на 10, 15, 20 шагов. Ты меня слышишь?
Игры для развития фонематического слуха.
«ЗООПАРК»
Посмотри на игрушки. По первым звукам названий игрушек отгадай слово: мышь, ослик, лев (моль); собака, обруч, козлик (сок); кот, обруч, собака, тигр (кость).
«ЦЕПОЧКА»
Что общего в словах «мак» и «кот»? Звук [К]. Слово «мак» заканчивается этим звуком, а слово «кот» начинается. А каким звуком заканчивается слово кот? Придумай слово, которое бы начиналось с этого звука. Продолжите игру.
Учитель-логопед: Тевекова Н. А.
 
Роль родителей при подготовке детей к школе
 
С трудностями при обучении сталкиваются почти все дети, но одни преодолевают их довольно быстро, другие мучаются сами, доставляют не мало хлопот родителям и учителю. Сегодня мы поговорим о том, с какими трудностями может столкнуться ребёнок с нарушениями речи при обучении письму. Беда не только в самих трудностях письма, которые фактически не позволяют ребёнку учиться, но и в сопутствующих им постоянных конфликтах между учителем и учеником, ребёнком и родителями, в формировании у ребёнка чувства неполноценности, неуверенности в себе.
 
Переживание собственных неудач усиливается во много раз при неправильной тактике поведения учителя и родителей. Школьные неудачи - недовольство родителей (при отсутствии реальной помощи) – новые неудачи и ещё большая неуверенность в себе – получается замкнутый круг. Отсюда отказ ребёнка от работы, а каждый новый неуспех только укрепляет установку отказа, часто это сопровождается раздражением и плохим поведением.
 
Беспомощность в обучении проявляется в снижении интереса к учёбе и нарастании психического и физического напряжения. Весь комплекс этих неблагоприятных факторов является причиной возникновения невротических реакций и перерастает в устойчивые формы негативного поведения.
 
Как снять страх ребёнка перед непреодолимыми на его взгляд трудностями, как помочь ему поверить в себя, как научить работать 
не боясь трудностей? Для этого существуют определённые правила:
- Не спешите ставить оценку, особенно неудовлетворительную.
- Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, подчёркивая его неудачи.
- Если есть хоть малейший успех, похвалите, подбодрите, подчеркните его старание. Похвала даёт уверенность в себе и способна разорвать круг неудач. 
- Во время приготовления уроков не дёргайте ребёнка, не делайте постоянных замечаний.
- Не ограничивайте любые занятия из-за неудач в школе. Наоборот при школьных неудачах нужно дать ребёнку реализоваться в чём-то другом, доказать, что есть дело, которое он может делать хорошо.
- Найдите причину трудностей, не скрывайте её от ребёнка, объясните почему что-то не получается и что нужно сделать, чтобы исправить положение. Подчеркните при этом, что ваше отношение к ребёнку не зависит от его неудач. Как видите, проблема помощи ребёнку при трудностях обучения совсем не проста, но главное знать, что трудности преодолимы. Нужно только желание, доброта и терпение родителей и учителей. 
 
Нарушения, с которыми сталкиваются родители и учителя:
- нарушения почерка;
- замена, пропуск, недописывание букв, слогов,  слов;
- медленный темп письма;
- трудность в выполнении связных движений (печатание).
 
Однако, большинство нарушений навыка письма встречается не отдельно, а в комплексе. Например, одновременно может нарушаться искажение почерка, неправильное написание букв, медленный темп.
 
Рассматривание особенности формирования навыка письма, следует отметить, что письмо, воспринимаемое со стороны как целое и связное, является /особенно на начальных этапах обучения/ цепочкой определённых операций. И только тогда, когда навык сформирован, выполнение всех звеньев этой цепочки происходит автоматически.
 
Однако, если этап начального обучения построен так, что какие-то действия не закрепляются или закрепляются неправильно, то и результаты будут неудовлетворительными. 
 
Группы детей, у которых возникают нарушения письма:
- дети, ослабленные, часто болеющие, имеющие патологию во время беременности или во время родов, перенесшие тяжёлые заболевания до года;
- дети, с нарушениями моторных функций, пространственного восприятия и зрительно-моторной координации (они не любят рисовать);
- дети, с задержкой речевого развития, с нарушениями фонетико-фонематического восприятия; нарушения выражаются  в заменах, пропусках, перестановках, слиянии букв, слов;
- дети с леворукостью;
- дети, имеющие комплексные нарушения.
 
Очень важно запомнить, что любые трудности при обучению письму необходимо как можно раньше заметить и скорректировать.
 
Остановимся на детях с нарушениями речи: важнейшим элементом на первых этапах обучения таких детей является формирование звукового анализа слова (выделение звука, называние слогов попорядку, деление на слоги, различение гласных и согласных, звонких-глухих, мягких-твёрдых, соотношение звука и буквы).
 
Учитель-логопед уделяет большое внимание формированию звукобуквенного анализа и всё же при овладении ребёнком письмом учителя и родители должны большое внимание обращать на то, как ребёнок пишет. И если возникают какие-то проблемы, нужно обращаться к школьному логопеду. 
 
Что может помочь детям при обучению письму?
 
Прежде всего, щадящий режим, терпеливое и доброе отношение, возможность работать в замедленном темпе. Уделять большое внимание при изучении каждого элемента буквы. Ребёнок должен проговаривать не только каждый звук, но и ход действия.
 
От вашего терпения будут зависеть его успехи!
 
 
 
Учитель-логопед: Тевекова Н.А.
 
 
 
 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учителя-логопеда 2016-2017 учебный год>>>читать

Роль конструктора ТИКО >>>читать